Погоны инженерных войск Русской армии 1909-1917гг. Часть 1. Нижние чины

Внешний вид погон, знаки различия, спецзнаки и шифровки на погонах инженерных войск Руской Армии были последний раз определены приказами по Военному Ведомству № 100 1909 года и №228 1911 года. Существенных изменений в этой системе до отмены вообще всех знаков различия уже новой российской властью (Декрет ВЦИК и СНК от 16 декабря 1917 г.) не произошло, за исключением того, что добавились спецзнаки и шифровки авиационных частей, да добавилось номеров вновь сформированных частей.

Согласно этого приказа нижние чины инженерных войск имели погоны двух видов - для повседневной и парадной формы, и для походной формы.

Погон для повседневной формы суконный красного цвета пятиугольный (подпрапорщик и зауряд-прапорщик - шестиугольный), без выпушек (окантовки). В полевых и осадных инженерных парках, а также у мастеровых инженерных команд погоны цвета мундира (очень темно-зеленые) с красной выпушкой (окантовкой).
Длина погона по ширине плеча, но не более, чем 17.6 см. (4 вершка). Ширина погона на мундире и гимнастической рубахе 5.55 (4.25 вершка), на шинели 6.6см. ( 4.5 вершка). Вершина погона на 1.375 см. выше углов.
Погонная пуговица серебристого цвета без бортиков с выдавленным двуглавым орлом, сидящим на скрещенных топорах.
Шифровка наносится масляной желтой краской по трафарету и включает в себя номер части и спецзнак.
Знаки различия ефрейторов и унтер-офицеров представляют собой поперечные нашивки из басона белого цвета шириной 1.1 см. (1/4 вершка).
Одна нашивка - ефрейтор (бомбардир), две - мл. унтер-офицер (младший фейерверкер), три - старший унтер-офицер (старший фейерверкер).
Фельдфебель имел одну широкую поперечную нашивку шириной 2.75см. (5/8 вершка) серебрянного битевого галуна, подпрапорщик продольную нашивку из серебрянного портупейного галуна iшириной 2.75см. (5/8 вершка).
У подпрапорщика на должности фельдфебеля имелись обе нашивки (продольная и поперечная поверх продольной). Зауряд-прапорщик, кроме продольной нашивки имел в верхней части погона еще и офицерскую золотистую звездочку.А зауряд-прапорщик на должности фельдфебеля, кроме того еще и фельдфебельскую нашивку.

Нижние чины инженерных войск технические специалисты , именовавшиеся оберфейерверкерами, оружейными и техническими мастерами носили знаки различия из серебристого армейского галуна шириной 2.2. см (1/2 вершка). Оберфейерверкер 2-го разряда и мастер 2-го разряда имели одну нашивку, оберфейерверкер 1-го разряда и мастер 1-го разряда две нашивки.

Стоит заметить, что процесс отделения понятий воинского зания от должности в Русской Армии в отношении нижних чинов не был закончен и к 1914 году. Поэтому, наличие унтер-офицерских нашивок на погонах отнюдь не обязательно говорило о том, что их обладатель носит соотвествующий унтер-офицерский чин.

Так кроме старший унтер-офицеров три нашивки носили на погонах полковой каптенармус, полковые штаб горнист и штаб-бапрабанщик, старший музыкант, писарь старшего оклада и старший медицинский фельдшер.

Две нашивки кроме младшего унтер-офицера носили на погонах ротный каптенармус, батальонные горнист и барабанщик, младший музыкант, писарь младшего оклада, младший медицинский фельдшер, ротный фельдшер.

Две же нашивки ( и не более!) носили все нестроевые унтер-офицеры.

От автора. Я столь подробно указываю на типы галунов, используемых на погонах с тем, чтобы коллекционеры не оказывались бы жертвами различного рода дельцов, торгующих новоделами под видом подлинных изделий того времени. Тип галуна на погонах выдает их с головой, ибо таких галунов сегодня ни одна фабрика не изготавливает, а изготовить галун вручную нереально. Да и вдобавок, в различных родах войск и ведомств использовались галуны различных рисунков, которых тогда насчитывалось более 25.

На рисунке справа показаны повседневный погон старшего фейерверкера 12-го саперного батальона, походный погон младшего фейреверкера 3-го резервного понтонного батальона и бомбардира Омского полевого инженерного парка.
Поскольку для полевых инженерных парков спецзнаков не существовало, то на погоне мы видим лишь шифровку.

Шифровки должны были располагаться на 1.4см.(1/3 вершка) от нижнего края погона. Высота литер 3.85см. (7/8 вершка), промежуток между спецзнаком и литерой 0.5см. (1/8 вершка).

Погон для походной формы двусторонний. С одной стороны представляет собой повседневный погон, с другой стороны суконный пятиугольный (подпрапорщик и зауряд-прапорщик - шестиугольный) имеет тускло- зеленый цвет без выпушек (окантовки). Длина погона по ширине плеча, но не более, чем 17.6 см. (4 вершка). Ширина погона 6.6см. ( 4.5 вершка). Вершина погона на 1.375 см. выше углов.
Погонная пуговица костяная, тканевая или кожанная гимнастерочная. В мирное время походный мундир полагалось носить с погонами цветной стороной вверх, а в военное время защитной стороной вверх. на гимнастической рубахе погоны походные односторонние. Однако с началом войны такие двусторонние погоны уже не использовали и на походных мундирах носили те же погоны, что и на гимнастической рубахе.

Фельдфебель имел одну широкую поперечную нашивку шириной 2.75см. (5/8 вершка) темно-оранжевого цвета из басона, подпрапорщик продольную нашивку шириной 2.75см. (5/8 вершка) темно-оранжевого цвета из басона. У подпрапорщика на должности фельдфебеля имелись обе нашивки ( и поперечная и продольная). Зауряд-прапорщик, кроме продольной нашивки имел в верхней части погона еще и офицерскую оксидированную звездочку.

Следует заметить, что на мундире и гимнастической рубахе погоны крепились за счет продольной лямки, пропускаемой под имеющуюся на плече мундира шлевку и пристегиваемой к пуговице. А вот на шинель погоны пришивались по всем сторонам.

Шифровка наносится коричневой краской по трафарету и включает в себя номер части и спецзнак.
Знаки различия чинов от ефрейтора до ст. фейерверкера представляют собой поперечные нашивки из басона темно-оранжевого цвета шириной 1.1 см. (1/4 вершка).

Погоны сверхсрочнослужащих нижних чинов отличались от погон срочнослужащих тем, что обшивались вокруг серебряным галуном (тип галуна установить не удалось) шириной 1.1.см. (1/16 вершка), а нашивки, указывающие на чин делались не из белого басона, а из серебряного армейского галуна шириной 1.1.см. (1/16 вершка). На походных погонах вместо галуна басон армейский темно-оранжевого цвета.

Погон нижних чинов, проходящих службу в офицерских школах и нижних чинов, окончивших курс в унтер-офицерском батальоне, обшивался вокруг желтым с красной просновкой басоном шириной 1.1.см. (1/4 вершка). Походных погон они не имели.

На рисунке слева левее погон старшего унтер-офицера сверхсрочной службы 5-го саперного батальона. Правее погон солдата Учебного Воздухоплавательного отряда. Поскольку такой отряд был единственным, то естественно, шифровки погон не имеет.
В 1911 году для учебного воздухоплавательного отряда была установлена шифровка в виде литеры "У", а спецзнак сместился вверх.

Таблица шифровок на погонах инженерных частей:

Спецзнак Шифровка Разъяснение
Нет 8 Инж. Отдел Инспектора Инженеров штаба
армии. Цифра обозначает номер армии.
1 С.Б. Штаб саперной бригады. На 1911 год
существовало шесть саперных бригад с номера 1-го
по номер 6-й
Кв.С.Б. Штаб Кавказской саперной бригады.
Т.С.Б. Штаб Туркестанской саперной
бригады
Ом.С.Б. Штаб Омской саперной бригады
Ир.С.Б. Штаб Иркутской саперной бригады
Пр.С.Б. Штаб Приамурской саперной бригады

21.

Полевые  саперные
батальоны, включая телеграфные роты, входящие в
состав этих батальонов ( до 1911 года телеграфные
роты имели вместо этого спецзнака спецзнак
телеграфистов).

Число на погоне указывает номер батальона. В 1911
году на погонах могли быть числа от номера 1 по
номер 21. С 1914 по номер 25. К 1917 году по номер 52.

Кроме того, с 1914 года существовал Запасной
саперный батальон без номера и номерные запасные
батальоны с номера 1-го по номер 7-й. К 1914 номерных
запасных батальонов стало 11.
Зп.
7 Зп.

Зк.

Закаспийский саперный батальон.
По номенклатуре 1914 года и позднее этого
батальона не имеется.
2Кв. Кавказские саперные
батальоны. Цифра на погоне означает номер
батальона. В 1911 сущесвтвоали 1-й и 2-й кавказские
саперные батальоны. В 1914 появился 3-й Кавказский
саперный батальон. К концу 1917 года их количество
возросло до 8. 

В 1914 году и позднее существовал запасной
Кавказский саперный батальон.

1 Зп.Кв.
Т. Туркестанские саперные
батальоны. В 1911 году имелся один батальон и на
погоне была только литера Т. К 1914 их имелось два и
соответственно у литеры добавили цифру 1 или 2. В
ходе войны их количество не изменилось.
2Т.
6 В-С. Восточно-Сибирские
саперные батальоны. В 1911 году их было 6. В 1914 они
именовались Сибирскими и их стало 7. К 1917 году их
было 10. Кроме того, с 1914 года существовал Запасной
Сибирский саперный батальон.
7 Сб
Зп.Сб.
2Р. Резервные саперные батальоныВ 1911
году существовали  5 резервных батальонов с
номера 1 по номер 5. С 1914 года этих батальонов не
существовало.
83 О. Отдельные саперные роты. В
1914 году и позднее  существовали 83 отдельные
саперные роты с номера 1 по номер 83 и 2 отдельные
Кавказские   саперные роты (№1 и №2).
2 ОКв.
? Николаевская саперная рота. В 1914
году существовала, но даты формирования и по
какое время она существовала. установить не
удалось, как и шифровку на погонах.
Кр. Кронштадтская крепостная
саперная рота
Ков. Ковенская крепостная саперная
рота
У-Дв. Усть-Двинская крепостная
саперная рота
В. Варшавская крепостная саперная
рота
Н. Новогеоргиевская  крепостная
саперная рота
Б-Л. Брест-Литовская крепостная
саперная рота
И. Ивангородская крепостная
саперная рота
Ос. Осовецкая крепостная саперная
рота
Свс. Севастопольская крепостная
саперная рота
Мх. Михайловская  крепостная
саперная рота
Нрв. Нарвская крепостная саперная рота
Влд. Владивостокский крепостной
саперный батальон
Нк. Николаевская крепостная саперная
рота
Гренадерский Саперный батальон.
Вместо обычной шифровки на погонах всех нижних
чинов батальона наносился вензель высочайшего
шефа Его Императорского Высочества Великого
Князя   Петра Николаевича, что противоречило
обычной практике, когда вензель шефа носили чины
только 1-й роты батальона ( т.н. шефской роты).
нет нет Лейб-гвардии Саперный батальон.
Ни спецзнаков, ни шифровки на погонах не было,
исключая роту Его Величества, имевшую на погонах
вензель Николая II.
8. Понтонные батальоны. По
состоянию на 1911 год  имелось восемь батальонов
с номера 1-го по номер 8-й. Цифра на шифровке
обозначала номер батальона. На 1914 их имелось семь
с номера 1-го по номер 7-й. Кроме в 1914 году
существовало семь запасных понтонных батальона
с номера 1-го по номер 7-й. К концу 1917 года 
имелось двадцать понтонных батальонов с номера
1-го по номер 20-й.

Резервные понтонные батальоны  имели шифровку
в виде номера батальона и литеры Р. сведений об их
количестве не имеется.
7 Зп.
1Р.
2 В-С. В 1911 году имелось три
Восточно-Сибирских понтонных батальона с номера
1-го по номер 3-й. С 1914 года они именуются как
Сибирские понтонные батальоны. Соответственно
шифровка изменилась.   В 1914 году и позднее 
существует Запасной Сибирский понтонный
батальон
3 Сб.
Зп.Сб.
Т. Туркестанская понтонная рота.
Существовала в 1911 году и позднее.
1 Ис. Роты искрового телеграфа ( по
современному-  роты радиосвязи). В 1911 году
существовала одна  рота. В 1914 и по 1917 их имелось
четыре с номера 1-го по номер 4-й.
1 В-С.Ис. В 1911 имелись две
Восточно-Сибирские роты искрового телеграфа (№1
и №2). В 1914 они именовались как Сибирские искровые
роты и их стало четыре, с номера 1-го по номер 4-й.
Соответственно изменилась и шифровка
2 Сб.Ис.
Кв. В 1914 и до осени 1917 имелась
Кавказская искровая рота
Т. В 1911 году существовала
Туркестанская военно-телеграфная рота. По
номенклатуре 1914 года она не обозначена.
2 В-С. В 1911 году существовали два
Восточно-Сибирских военно-телеграфных
батальона. В 1914 и позднее существовали сибирский
телеграфный батальон и Запасной сибирский
телеграфный батальон. Соотвественно изменилась
и шифровка.
Сб.
Зп.Сб.
1 Зп. В 1914 и до осени 1917 существовали
два запасных телеграфных батальона (№1 и №2).
Пб.Ис. Петербургская станция искрового
телеграфа. В 1911 году существовала. По
номенклатуре 1914 года не обозначена
Вб.Ис. Выборгская станция искрового
телеграфа. В 1911 году существовала. По
номенклатуре 1914 года не обозначена
Свб. Свеаборгский крепостной военный
телеграф
Ков. Ковенский крепостной военный
телеграф
У-Дв. Усть-Двинский крепостной военный
телеграф
В. Варшавский  крепостной военный
телеграф
Н. Новогеоргиевский крепостной
военный телеграф
Б-Л. Брест-Литовский крепостной
военный телеграф
И. Ивангородский крепостной военный
телеграф
Ос. Осовецкий  крепостной военный
телеграф
Свс. Севастопольский крепостной
военный телеграф
Нк. Николаевский крепостной военный
телеграф
Влд. Владивостокская крепостная
военно-телеграфная рота.
нет 5П. Полевые инженерные парки. В 1911
году их имелось шесть с номера 1-го по номер 6-й
Кв.П. Кавказский полевой инженерный
парк.
Т.П. Туркестанский полевой инженерный
парк
Ом.П. Омский полевой инженерный парк
Ир.П. Иркутский полевой инженерный
парк
Пр.П. Приамурский полевой инженерный
парк
В-С.ос. Восточно-Сибирский осадный
инженерный парк
1ос. Осадные инженерные  парки. В 1911
году их было два (№1 и №2)
Кр. Кронштадтская крепостная минная
рота
Вб. Выборгская крепостная минная рота
Свб. Свеаборгская крепостная минная
рота
У-Дв. Усть-Двинская крепостная минная
рота
Оч. Очаковская крепостная минная рота
Свс. Севастопольская крепостная
минная рота
Крч. Керченская крепостная минная рота
Мх. Михайловская крепостная минная
рота
Влд. Владивостокский крепостной
минный батальон
Амр. Амурская крепостная минная рота
Нр.р. Наревская речная минная рота
Вс.р. Вислянская речная минная рота
1 В-С. Восточно-Сибирские полевые
воздухоплавательные батальоны. В 1911 году их было
три с номера 1-го по номер 3-й
Ков. Ковенское крепостное
воздухоплавательное отделение
В.р. Крепостная воздухоплавательная
рота Варшавского укрепленного района
В. Варшавское  крепостное
воздухоплавательное отделение
И. Ивангородское  крепостное
воздухоплавательное отделение
Б-Л. Брест-Литовское  крепостное
воздухоплавательное отделение
Ос. Осовецкое  крепостное
воздухоплавательное отделение
Влд.р. Владивостокская крепостная
воздухоплавательная рота
У. Учебный воздухоплавательный  
отряд
Гв. Гвардейский авиаотряд.
Шифровки и спецзнаки авиационных частей были
установлены приказом Военного Ведомства № 4
от  3.01.1914г. Когда во время войны гвардейских
отрядов стало несколько, то к литерам добавился
номер отряда.
2Гв.
I Сев. Авиаотряд Северного фронта
II Зап. Авиаотряд Западного фронта
III Юз. Авиаотряд Юго-Западного фронта
IV К. Авиаотряд Кавказского фронта
Гр. Авиаотряд гренадерского корпуса
XIV. Авиаотряды армейских корпусов.
Римское число указывало на номер армейского
корпуса.
I Сб. Авиаотряды Сибирских корпусов.
Римское число указывало на номер Сибирского
корпуса.
III Кв. Авиаотряды Кавказских корпусов.
Римское число указывало на номер Кавказского
корпуса.
II Т. Авиаотряды туркестанских
корпусов Римское число указывало на номер
Туркестанского корпуса.
2 пл. Полевой авиаотряд. Цифра
указывает на номер отряда.
1 ос. Особый авиаотряд. Цифра указывает
на номер отряда.
7. Авиарота или авиаотряд .Цифра
указывает на номер роты или отряда
Б-Л. Брест-Литовский крепостной
авиаотряд
Влд. Владивостокский крепостной
авиаотряд
Грд. Гродненский крепостной авиаотряд
Крс. Карский крепостной авиаотряд
Ков. Ковенский крепостной авиаотряд
Н. Новогеоргиевский крепостной
авиаотряд
Ос. осовецкий крепостной авиаотряд
Свс. Севастопольский крепостной
авиаотряд
Кр. Кронштадтский крепостной
авиаотряд
Нк. Николаевский крепостной
авиаотряд
Од. Одесский крепостной авиаотряд
Р. Ревельский крепостной авиаотряд
П. Петроградский крепостной
авиаотряд
Чуд. Чудской авиаотряд
1И.Р. 1-й авиаотряд по охране
Императорской Резиденции
И.Р.д. Авиадивизион по охране
Императрской Резиденции
II д. Авиадивизион. Римское число
указывает на номер дивизиона
2 Пр. Авиапарки. Цифра указывает на
номер авиапарка.
К. Пр. Кавказский авиапарк
Зп. Запасной авиабатальон.
3 п.м. Авиационный поезд-мастерская.
Цифра указывает на номер поезда.
п.м.

Ч.Т.
Поезд-мастерская Червонского
авиационного завода Ф.Ф.Терещенко.
Са.-в.и.

Моск.
Московский склад авиационного и
воздухоплавательного имущества
Са.-в.и.

Петр.
Петроградский склад авиационного
и воздухоплавательного имущества
Ка.-в.и.

Арх.
Комиссия по переправке из
архангельска авиационного и
воздухоплавательного имущества.
Ш.Л.Н. Военная школа
летчиков-наблюдателей
В.Ш. Гатчинская военная авиашкола
С.Ш. Севастопольская военная
авиашкола
К.Ш. Кавказская военная авиашкола.
Ш.М.О. Школа авиации Московского
Общества Воздухлплавания
Ш.А.К. Школа авиации Всероссийского
Авиаклуба
Ш.А. Школа авиации А.А.Анатра.
Отдельный авиаотряд морской
крепости Петра Великого
9 Автомобильные роты. В 1911 году
имелась одна учебная автомобильная рота, которая
шифровок на погонах не имела. К 1914 году имелось,
кроме нее 5 автомобильных рот ( с номера 1-го по
номер 5-й)  и 6 отдельных автомобильных команд. С
началом войны было сформировано еще 4
автомобильные роты ( с номера 6-го по номер 9-й), а
также автомобильные команды при Ставке, шатбах
фронтов и армий.

Сведений о шифровках автомобильных отрядов не
имеется.

С появлением в составе Руской Армии бронеотрядов, количество которых быстро выросло до 47-ми появился новый спецзнак, представлявший собой автомобильный спецзнак, наложенный на спецзнак пулеметных подразделений. Ниже помещался номер бронеотряда (числа от 1 до 47 включительно).

По непроверенным данным в бронеотрядах, имевших на вооружении бронеавтомобили, оснащенные пушками, над этим спецзнаком помещался дополнительно спецзнак артиллерии. Однако, это представляется сомнительным.

Вместе с тем, в распоряжении автора имеются изображения погон, несущих на себе одновременно спецзнак артиллерии и военного летчика. Это дает основание полагать, что подобное могло иметь место и в авточастях, когда военнослужащий артиллерии, прикомандированный на постоянной основе из артиллерии к авточастям, просто добавлял к своему спецзнаку еще и спецзнак бронеавтомобильных частей. Ведь артиллеристы пользовались на фронте большим уважением и никто не хотел отказываться от возможности подчеркнуть свою принадлежность к "богу войны". Но и автомобилисты были тогда весьма молодым, а потому модным родом войск, если так можно выразииться. Впрочем, все это требует проверки и автор надеется, что читатели помогут осветить этот вопрос полнее.

Следует заметить, что выше в статье шифровки описаны достаточно полно лишь по состоянию на 1911 год. За более поздний период удалось собрать далеко не все шифровки.

Также следует заметить, что подпрапорщикам и зауряд-прапорщикам разрешалось ношение офицерских накладных золоченых спецзнаков и шифровок. По мере течения войны дисциплина формы одежды постоянно снижалась, что с одной стороны приводило к тому, что на погонах нижних чинов могли отсутствовать и спецзнаки и шифровки, с другой, отмечается ношение нижними чинами офицерских металлических спецзнаков и шифровок, в том числе и золоченых на походных погонах вместо оксидированных (тускло-серого цвета) или вышитых золотой нитью. В частности, в авиации и автомобильных частях это носило повсеместный характер.

Хотя погоны инженерных войск не имели цветной окантовки (выпушек), однако для добровольно поступивших на службу погон окантовывался цветным шнуром диметром 2.8 мм. (1/16 вершка). Если доброволец по уровню образования не мог претендовать на офицерский чин в будущем, то шнур имел три цвета ( белый-синий-красный) и такой доброволец именовался "охотником". Если же доброволец имел достаточное образование ( в начале войны уровня гимназии или реального училища, в конце -4 класса земской или церковно-приходской школы), то он именовался "вольноопределяющийся" и шнур был черно-желто-белый ("романовских цветов"). На рисунке слева ефрейтор-охотник 52-го саперного батальона, справа подпрапорщик-вольноопределяющийся 36-й автороты. У ефрейтора погон пятиугольный, у подпрапорщика шестиугольный.

Юнкера Николаевского инженерного училища имели красные погоны, обшитые серебряным армейским галуном шириной 1.1 см (1.4 вершка). Вместо шифровки они имели вензель императора Николая I, частично скрывающийся под галуном. Вензель было положено было наносить желтой масляной краской по трафарету, однако юнкерами это повсеместно игнорировалось. Вместо этого они носили золоченые металлические вензеля, стоившие для них немалых денег. Начальство не только смотрело на эту вольность сквозь пальцы, но и негласно поощряло. В марте 1917 года юнкерам было приказано снять с погон эти "символы самодержавия".
Походных погон юнкера не имели.

Во время Первой Мировой войны были дополнительно открыты в Киеве Алексеевское инженерное училище и в Петрограде школа инженерных прапорщиков. Были ли им положены какие либо шифровки или вензеля неизвестно. По некоторым данным алексеевцам был положен вензель Цесаревича Алексея.

Юнкера, имеющие унтер-офицерские чины, носили на юнкерских погонах соответствующие нашивки. Юнкерам, бывшим фельдфебелям кадетских корпусов, была положена продольная нашивка вдоль погона по его середине. Сведений о ее ширине и типе галуна (или басона?) не имеется. Юнкера из числа вольноопределяющихся (т.е сначала поступившие в солдаты добровольно, а затем поступившие в нженерное училище) на погонах имели трехцветную окантовку вольноопределяющихся (черно-желто-белую).

Унтер-офицерские нашивки также носили портупей-юнкера. Портупей-юнкер старшего разряда имел нашивки старшего унтер-офицера, портупей-юнкер младшего разряда нашивки младшего унтер-офицера.

Из таблиц форм обмундирования В.К.Шенка издания 1911 года следует, что нижние чины Электротехнической роты (школы) носили красные погоны почти полностью скрытые под продольными желтыми басонами.

На фотографи погон солдата-вольноопределяющегося Электротехнической роты. На красном погоне инженерных войск пришит желтый шелковый басон с широкой красной просновкой
Снаружи по краю погона проходит бело-желто-черный витой шнурок цветов императорского флага, который указывает на то, что данный чин является вольноопределяющимся.
На этом погоне нет ни шифровки, ни спецзнаков, посокльку эта рота была единственно и на принадлежнойсть к ней указывал сам вид погона.

Источник http://army.armor.kiev.ua/forma-2/ing-pogon-1909.shtml.

Опубликовано Втр, 04/01/2011 - 19:05 пользователем Demalit