Ил-76 – рабочая лошадка

Самолет Ил-76 является грузовым самолетом большой вместимости, созданным для эксплуатации на коротких, неподготовленных взлетно-посадочных полосах.

Ил-76 - первый отечественный серийный транспортный самолёт с реактивными двигателями. 4 турбореактивных двухконтурных двигателя Д-30КП-2, с тягой по 12000 кгс каждый (и пожирающие вместе 8000 литров керосина в час), обеспечивают высокую тяговооружённость. При торможении на посадке, с помощью створок реверсивных устройств, струя выходных газов отклоняется вперёд, обеспечивая короткий пробег (всего 450 м).

Ил-76 отличается мощной механизацией крыла и многоколёсным шасси с высокоэффективной системой торможения, что позволяет осуществлять посадку на грунт (завораживающее зрелище). Самолёт имеет герметизированную грузовую кабину и грузовую рампу, для перевозки до 50 тонн груза или 225 пассажиров (в двухпалубном варианте), а также десантирования 126 парашютистов, боевой техники и грузов на платформах весом до 21 тонны. В грузовой кабине возможна установка трёх пассажирских модулей, выполненных в виде стандартных контейнеров. Пассажировместимость каждого модуля - 30 человек.

Опытный образец поднялся в воздух 25 марта 1971г., и летные испытания продолжались до 1975 года. Серийный вариант Ил-76Т с большей грузовместимостью и полным полетным весом был введен Аэрофлотом в эксплуатацию на внутренних маршрутах в начале 1978 года, а в апреле того же года на международном маршруте Москва-Япония. Около 100 самолетов были закуплены гражданским пользователям, а среди военных покупателей были ВВС Чехословакии, Польши, Алжира, Ирака и Индии. Различные модификации самолета использовались для тушения пожаров, так как они могли нести более 40 тонн воды или огнетушительной смеси; как самолеты для испытания двигателей; для осуществления дозаправки топливом в воздухе; для размещения бортовой радиолокационной станции дальнего обнаружения, а также для перевозки грузов в Арктику и Антарктику и тренировки космонавтов в условиях невесомости. К началу 1991 года общее производство этих аппаратов достигло примерно 680 самолетов.

Самолёты Ил-76 принимали активное участие в войне в Афганистане и показали там свою высокую эффективность. За время боевых действий было потеряно всего две машины.

Состоит на вооружении ВВС ВС РБ.